.::Футбольный хулиганизм в СССР
и России::.
Российский футбольный фанатизм оказался на перепутье. От
того, по какому пути он двинется дальше, будет зависеть
спокойствие на наших стадионах до, после и во время футбольных
матчей. Обязателен ли для российских фанов "британский"
путь и связанное с ним насилие, или в нашей стране возможна
"скандинавская" модель, определяемая понятием
"roligans" (не путать с "hooligans")?
Для начала обратимся к истории.
История футбольного хулиганизма в СССР и России.
Реально о существования фан-движения в России, которое
являлось бы носителем определенной субкультуры, можно говорить
с 70-х годов 20 века. В то время появились первые фан-мобы
(кто знает что такое моб, тот понимает), постоянно совершающие
определенный набор практик: выезды на матчи, специфическое
поведение на стадионе (типа траблов с ментами на секторах)
и прочее. Они использовали специальную символику, появился
сленг и другие атрибуты субкультуры. Правда, фан-движение
не стало массовым, из-за сильного сопротивления со стороны
власти и общества. В общем о каком фанатизме можно было
говорить в совковые времена.
Активное противодействие этому явлению со стороны социальных
институтов советского общества (типа ментов и т.д.), из-за
его несоответствия традиционным культурным стереотипам,
гасило новое социальное образование и численно, и территориально.
Территориально фан-движение ограничилось рядом крупных городов:
Москва, Ленинград, Киев и др., а численно не превышало нескольких
сотен человек. Однако надо отметить, что все лидеры современного
фан-движения начинали именно в это время, что и создало
им авторитет в фан-движении.
После распада советского общества фан-движение стало расширяться.
На Западе фан-движение развивалось чрезвычайно бурно, но
в советский период истории нашего общества, граждане практически
нифига об этом не знали, фанаты западных клубов стремались
поездок в Советский Союз, поэтому фан-движение развивалось
в информационном вакууме. По мере демократизации общества
российское фан-движение получало все больше информации о
фан-движении в других странах, и значительно возросло количество
контактов с ultras других стран. Все это способствовало
повышению интереса к новому явлению, и, следовательно, сделало
его более популярным и массовым.
В постсоветском этапе развития фан-движения следует выделить
2 этапа. Первый охватил временной этап с конца 80-х годов
по 1994-1995 годы. Несмотря на то, что фан-движение по-прежнему
остается территориально локализованным по сути лишь в 2
городах (Москва и Санкт-Петербург), оно прибавляет численно.
Численность бандерлогов стала измеряться несколькими тысячами
человек (пожалуй, около 5-7 тысяч), наиболее крупные мобы
были у московских команд: "Спартак", "ЦСКА",
"Динамо".
Второй этап начался после 1995 года и продолжается до сих
пор. Именно во второй период начинают создаваться малочисленные
мобы (20-30 рыл). Преимущество создания малочисленных группировок
в том, что в таких группах значительно теснее коммуникации,
потому подобные образования более жизнеспособны. Кроме того,
члены фан-групп, чувствуют себя более защищенными от нападок
со стороны представителей враждебных фан-движений, милиции
. У фан-движения появляются определенные финансовые ресурсы,
так как многие фан-движения находят поддержку у руководства
клубов, а также формируется система членских взносов в рамках
фан-групп. У каждой московской команды возникает по 5-6
малочисленных, но очень сильных мобов.
Далее следует поговорить о крутости моба или отдельного
бандерлога. Если говорить о лидерстве и авторитете в среде
футбольных фанатов, то авторитет фаната зависит, прежде
всего, от числа совершенных "выездов". Существует
специальная иерархия выездов - чем дальше пердь, тем почетнее
- кроме того, существуют еще всякие "двойники",
"тройники" (выезд в 2 или 3 города подряд без
заезда домой). Если на выезд едет мало фанатов, то это также
повышает их авторитет. Также на авторитет фаната влияют
и некоторые другие факторы.
Фан-движение в настоящий момент расширилось и численно,
и территориально. Практически во всех городах, имеющих свои
клубы в высшем футбольном дивизионе и у ряда клубов первого
дивизиона, появляются свои фирмы. Наиболее крупные региональные
фан-группы находятся в Волгограде, Владике, Ярике, Самаре
и т.д. Правда, крупными их можно назвать только относительно
прочих региональных фан-групп, так как их численность не
превышает нескольких сотен человек.
Если попытаться оценить численность общероссийского фан-движения,
то она составляет примерно 45-50 тысяч рыл. По конкретным
командам это распределено так: "Спартак" (Москва)
- около 15 тысяч, "ЦСКА" (Москва) - около 10 тысяч,
"Динамо" (Москва), "Зенит" (Санкт-Петербург)
- 6-8 тысяч, "Торпедо", "Локомотив"
(Москва) - 3-5 тысяч, региональные команды (в сумме) - 2-3
тысячи.
Кроме того, фан-движение может резко увеличить свою численность
в случае какого-то чисто футбольного успеха: выход в высшую
лигу, победа в чемпионате, успешная игра в еврокубках и
т.д. Наиболее характерные примеры такого рода московский
"Локомотив" и Питерский "Зенит".
Московский "Локомотив" традиционно был наименее
популярной московской командой, но удачные выступления в
российском первенстве и европейских кубках существенно увеличили
число его болел и фанатюг. То же самое и с "Зенитом".
В то время когда "Зенит" выступал в первой лиге
численность его фан-движения составляла всего несколько
сотен человек, но как только он вышел в высшую лигу число
фанатов сразу увеличилось в несколько раз и с тех пор постоянно
растет.
Таким образом, к настоящему времени фан-движение стало по-настоящему
массовым явлением, которое не ограничилось несколькими крупными
городами, а постепенно распространяется по всей стране.
Что не может не радовать. УРА!!!
Теперь мы приведем в пример другую статью, присланную в
газету "Известия" одним футбольным фанатом:
Развилка.
Заранее прошу прощения у братьев-фанатов из нестоличных
русских городов - о них сегодня речь не идет. футбольный
фанатизм на периферии возник по примеру Москвы и Питера
и только после того, как в провинцию наведались столичные
или питерские фанатики. А потому до осмысления самих себя
пока не доросли даже довольно старые фанбанды, вроде свердловчан,
воронежцев или волгоградцев. Лицо русского футбольного фанатизма
губернские группировки сегодня не определяют.
Москва! Как много в этом звуке...
Российский футбольный фанатизм действительно начался с
Москвы и с "мяса", то есть со "Спартака".
Окончательно красно-белая банда сформировалась во время
пребывания "Спартака" в первой лиге, и с самого
начала ей были присущи все типично московские черты.
Поставьте себя на место человека, которого ненавидят в
любом населенном пункте за пределами Московской кольцевой
автострады. Что вы будете чувствовать и испытывать, приезжая
в другой город? К тому же в высшей лиге чемпионата СССР
собственно российских команд было не так уж и много, зато
хватало команд из союзных республик. А там (и в первую очередь
на Украине) Москву ненавидели еще пуще, чем в российской
глубинке, а уж тем более -"Спартак". Соответственно,
любой "мясной" (а уже потом - и прочие, поехавшие
по стране за любимыми клубами) должен был находиться в "постоянной
боевой готовности", чтобы биться по первому кличу.
Когда в начале 80-х спартаковского фэна просто хватали за
розетку (шарф), он в ответ стучал недоумкам в "табло".
Даже ленинградцам такое по тем временам было в диковинку.
Говорят что москвичей не любят, потому что жители столицы
много задаются и смотрят на других свысока. А кто-нибудь
хоть раз задумался, почему так ведет себя самый обыкновенный
москвич? Да ведь в его город испокон веку прутся все, кому
не лень! Он не может выйти на улицу, чтобы его не схватили
за рукав и не спросили "как пройти туда-то и туда-то".
В советские времена москвичу было не протолкнуться в продуктовом
магазине: толпы приезжих с вытаращенными глазами скупали
колбасу и сыр. За что, спрашивается, ему любить иногороднего,
чужака?
А еще в последние годы в Москву понаехало много людей из
провинции - начиная с казанской и прочей "братвы",
и заканчивая разбогатевшими мелкими торговцами. Среди "новых
русских", которых в первопрестольной сейчас пруд пруди,
далеко не все - русские люди. Поближе кденьгам прикатило
и несметное количество жителей солнечного Кавказа. И наоборот
- не всем москвичам, особенно молодым, досталась нормальная
работа, закрылись цеха крупных заводов и фабрик. Я думаю,
неудивительно, что среди сегодняшней московской молодежи
больше, чем где бы то ни было сторонников скинхэдовской,
то есть "бритоголовой идеи", которая связана с
ненавистью и национальной непримиримостью. А когда такие
люди пошли в фанатизм, московские фан-группировки, начиная
с FLINT'S CREW одна за другой в открытую сделались националистическими
и экстремистскими. И сказали, что это-настоящий, "британский"
фанатизм.
Если бы "кони" не дрались, они бы не выжили.
Кроме "столичной психологии" московский путь
"Hooligans" стоит еще на двух китах. Люди ведь
становятся фанатами вовсе не из-за одной только любви к
футболу. Молодому парню всегда хочется заявить о себе, противопоставить
себя родителям, учителям, закону, обществу -словом, тому,
что над ним. И старый добрый советский фанатизм такую возможность
парням давал. Сейчас же, когда человека не сажают в кутузку
только за то, что носит цвета любимого клуба или идет по
улице со "странной" прической, обывателям противостоят
не футбольные фанаты и даже не панки. Обыватели сейчас боятся
национал-большевиков и скинхэдов. А шарфик с надписью "Спартак"
или "Динамо" сегодня такая же деталь современного
городского пейзажа, как пионерский галстук в советские времена.
Ну и, наконец, давайте вспомним историю самого столичного
фанатизма. Единственная из всей страны Москва до сих пор
имеет несколько команд в высшей лиге, так же было и когда
зарождался фанатизм. И потому быть футбольным фанатом в
столице с самого начала значило одно: драться. Лучший пример
- фаны ЦСКА, RED BLUE WARRIORS. Они стали самой боеспособной
группировкой не от хорошей жизни: у них в генах нацеленность
на драку. И сейчас народ в большинстве своем более за "Спартак",
а в начале 80-х это вообще было что-то жуткое. И нацепить
на себя какой-нибудь армейский символ мог только очень мужественный
человек. "Коней" били везде. С момента появления
их банды "мясные" просто не давали ей проходу.
Если б "кони" не дрались, они бы вообще не выжили.
Поэтому война-их знамя, а сами они - настоящие WARRIORS,
то есть воины.
Стоит ли удивляться, что понятия "футбольный фанатизм"
и "драки" в Москве для многих значат одно и то
же.
Слушай, Ленинград, я тебе спою...
С Питером все иначе. Ленинградцев в бывшем СССР любили
и любят до сих пор. Если сине-бело-голубым и приходилось
биться, то большей частью в Москве, в Прибалтике, да еще
на том же Кавказе.
Наш город другой по самой своей сути изначально, со времен
его основания государем Петром Великим, с тех самых пор,
как здесь начали селиться званые императором иноземцы -
голландцы, англичане, немцы, французы... В генах петербуржцев
- не дикость и азиатчина, а уважение к другому человеку,
его религии, традициям, привычкам, симпатиям. У нас нет
"комплекса чужака", мы относимся к ним, как и
подобает северянам - спокойно, взвешенно, умиротворенно.
Нам есть, за что любить свой город, и в этом - сила нашего
питерского патриотизма. И в основе нашего отношения ко всему
на свете лежит не отторжение, не воинственность, не агрессия,
а ЛЮБОВЬ.
Ленинградский петербургский футбольный фанатизм вобрал
в себя лучшие традиции самого европейского и самого интеллигентного
города России. Мы любим свой "Зенит"-и поэтому
слагаем о нем больше песен и стихов, чем любая другая фан-банда.
Мы любим свой клуб - и потому объездили следом за ним весь
Союз, до Намангана и Ферганы на юге, Владивостока и Находки
на востоке и Кенига на западе.
Мы любим свой "Зенит" - и ЛЮБОВЬ главное для
нас во всем, чтобы мы ни делали. ЛЮБОВЬ, а не ДРАКА.
"Кто на нас с мечом..."
По московским меркам во время матча верх фанатизма - раздеться
по пояс в холодную погоду. Дескать, "круто", и
когда видишь такое, мурашки по спине. Но какая польза команде
от этой "крути"?
Другое дело, когда смотришь трансляцию из Манчестера, а
там поет целый стадион в один голос, да еще как! Вот от
чего по спине бегут настоящие мурашки... И настоящий западный
футбольный фанатизм -это вовсе не то, что предлагают "флинты":
"Вали коней, вали мусорню, пока ублюдки не умрут".
Лучшие черты европейского футбольного фанатизма - это звуковая
поддержка британцев (с их песнями и скандированием) и зрительная
-итальянских тиффози (с их флагами, транспарантами и т.
д.). Это как раз те вещи, которые отличают футбольных фанатов
от обыкновенных хулиганов, и "NEVSKY FRONT" приблизился
к европейскому фанатскому идеалу ближе любой другой фан-банды
России.
Мы хотим изменить мнение о футбольном фанатизме, как о
занятии дегенератов и пропойц. Поэтому " NEVSKY FRONT
" намерен стать реальной силой не только с экстремистской,
а и с человеческой точки зрения. Силой, влияющей на умы
и сердца - и болельщиков, и футболистов, и властей.
Питерский путь - это не путь насилия. Мы не "Hooligans".
Мы - свободные люди и хотим свободно приезжать, куда мы
хотим, болеть, за кого мы хотим, и не скрывать этого, пряча
цвета и флаги. Кстати, наше поражение на "Щелчке"
было очень питерским. Мы ехали, в Москву не затем, чтобы
драться, и потому проиграли. Но тем, кто рассчитывает и
дальше ходить на нас "с мечом", советуем вспомнить
уроки отечественной истории.
КАПИТАН. Статья из газеты "Известия".
© www.hooligans.ru