.::Ска и ска-панк::.
Ска
В конце 50-х на ямайской сцене появляется легендарный
продюссер и музыкант, исполнитель, который в корне изменил
ситуацию, сложившуюся на музыкальном рынке. Его звали Сесил
Бастамент Кэмпбелл, который позднее стал известен, как Prince
Buster. Кэмпбелл понимал необходимость привнесения новых
идей в существующие музыкальные формы. В результате экспериментов,
он совершает настоящее открытие, одновременно простое и
гениальное: его гитарист Джа Джерри вместо традиционного
акцентирования сильной доли, начинает выделять слабую. Этот
звук стал необходимым условием при формировании и дальнейшем
развитии ска, а так же рокстеди и реггей. Акуентирование
слабой доли и по сей день является обязательным атрибутом
ямайского синкопирования. Бесполезно выяснять кто именно
раньше заиграл ска. Я думаю, что точную дату его рождения
не скажет никто. Но так или иначе типичное звучание ска
(акцентируемые барабанами 2-я и 4-я доли, гитара подчёркивающая
слабые доли, "шагающий" бас и мощные духовые инструменты).
В 60-е годы гетто Кингстона и других городов Ямайки было
наводнено безработной молодёжью. Эта молодёжь была далека
от оптимизма, присущего раннему ска. Чувствуя себя отвергнутыми,
ребята выработали некий поведенческий шаблон или коллективный
образ "грубияна" - rude boy (термин родился в
более ранний период начала 40-х). Быть Rude означало являться
кем-то, при том, что общество не считает тебя никем (короче
"Stay Rude!"). Эти бритоголовые агрессивно настроенные
молодые люди возможно были прообразом британских скинхэдов.
Rude boys были тесно связаны с преступным миром, с людьми,
которые жили вне закона. Это во многом повлияло на лирику
музыки ска того времени. Несколько изменилась и сама музыка:
басовые партии стали звучать гораздо напряженнее, в противоположность
свободному звучанию баса в начальный период. Несколько замедлился
темп самой музыки. Это стало началом рождения нового стиля
Rock Steady. В Rock Steady Вторая волна ска связана с возрождением
этого стиля в Великобритании в конце 70-х начале 80-х годов.
Популярность ска действительно была очень велика. Ска композиции
входили в национальный топ-тен и хит-парады влиятельных
журналов и радиостанций. На самом деле ска не являлся в
Объединённом королевстве чем-то принципиально новым. Впервые
ска зазвучал в Великобритании в середине шестидесятых. Распространение
его было связано с имиграционной волной ямайских рабочих.
Известный в основном как Ямайский Блюз, ска стал популярным
благодаря таким исполнителям как Дезмонд Деккер. Во время
его гастролей по Англии местная рабочая молодёжь восприняла
не только стили ска и рокстеди, но и имидж, характерную
манеру одеваться - порк-пай хэт (pork-pie hat - это элемент
одежды руди-бойз: шляпа с круглой плоской тульей и загнутыми
кверху полями), мохеровый костюм, лёгкие кожаные туфли типа
мокасин. Появление этой музыки в Британии было непосредственно
связано с возникновением первой волны скинхэдов - как их
называют теперь traditional skinheads. Скинхэды были молодёжной
субкультурой рабочих районов - тех же районов, в которых
жили иммигранты из Вест-Индии и находились клубы, в которых
исполнялась их музыка. Аудитория концертов была смешана
- скинхэды, негры, мулаты. Более того, среди самих скинхэдов
были и чёрные парни с Ямайки и других стран Карибского региона.
Объединяла их ненависть к буржуазной культуре равно как
и к буржуазной контркультуре. Толчком к бурному развитию
ска во второй раз в конце 70-х стали следующие явления:
панк-рок, Боб Марли и новая волна иммигрантов с Ямайки.
Вообще, одна из характерных музыкальных особенностей второй
волны это то, что почти половину материала ска групп составляли
композиции в стиле реггей. Почему так? Всё просто: ямайские
реггей-бунтари были примером подражания для англичан в силу
того, что смогли достичь полной отстранённости от пропагандируемой
и принятой основной частью общества системы ценностей, называемой
ими Вавилоном. Музыка реггей и священая трава марихуана
полностью раскрепощали сознание растамана, делая его свободно-мыслящей
творческой единицей. Панк-рок по сравнению с реггей был
полон комплексов, подростковых проблем и желаний признания.
Многие панкеры постепенно преодолевали эти барьеры и начинали
врубаться в то, что происходит. "Сам" Джонни Роттен
уже в бытность свою Джоном Лайденом уверял, что инграет
белый реггей, и понимать это нужно было скорей всего метафизически.
К тому же если вспомнить другой объединяющий принцип панка
и реггей, а именно гармоническая и ритмическая простота,
то можно понять тех панкеров, которые, замедлившись до семидесяти
ударов в минуту, но, не убирая ноги с педалей своих драйв-примочек
начали играть offbeat, в слабую долю. И уж совсем логично
и даже несколько проще (меньше проблем с темпами) было играть
слабую долю не замедляясь. Довольно много групп и исполнителей
участвовали в возрождении стиля, но наиболее выдающуюся
роль сыграли участники движения 2Tone. Название "2Tone"
отражает особенность ска-оркестров того времени, где играли
и чёрные и белые музыканты - для них это были "две
ноты, чёрная и белая". Ска вышел за рамки формы этнической
музыки, пусть даже и возводимой ангилийскими молодёжными
течениями в ранг субкультуры; панки наполнили ска агрессией,
которая была использована позитивно: при активном участии
движения 2Tone ска стал инструментом пропаганды идей расового
равенства в консервативной Англии, полной недовольства большим
имиграционным наплывом и вытекающей из этого безработицей.
В первый год своего существования 2Tone выпустили альбомы
групп, сыгравших основную роль в развитии музыки ска в Великобритании.
схожие идеи, объединяющее начало в формировании имиджа и
одинаковый подход ко многим моментам в музыке и звуке позволили
говорить о характерном 2Tone саунде. Но на этом история
не заканчивается. Ска становится популярным во всём мире
и смешивается с другими музыкальными стилями.
Краник
Ска-панк
Родоначальниками этого стиля считаются британцы The Clash,
первыми начавшие эксперименты по слиянию двух стилей. Чуть
позже ещё несколько групп, играющих 2tone продолжили начатое,
а в начале 80-х ска-панк начали играть по ту сторну атлантики
в США. Так появилась так называемая третья волна ска - "ska-punk".
© http://www.hools.dtn.ru